кегель карта поиск
+7 (800) 775-05-82, +7 (495) 612-45-51
Справочная донорского отделения:
пн—пт, 9:00—16:00
+7 (495) 612-35-33

Лимфопения является одним из фатальных гематологических осложнений, характерных для 80% пациентов с легкой и 96% с тяжелой формой течения COVID-19. Однако патогенез лимфопении при COVID-19 до конца не ясен и может включать более 10 предполагаемых механизмов. Одним из гипотетических механизмов развития лимфопении может быть прямое инфицирование лимфоцитов и цитопатическое воздействие вирионов SARS-COV-2, как это ранее описано при родственных SARS-CoV и MERS-CoV инфекциях. Однако до сих пор не было ни одного доказательства о возможности прямого инфицирования лимфоцитов вирусными частицами SARS-COV-2.

Группа ученых из НМИЦ гематологии совместно с коллегами из МГУ им. Ломоносова и РУДН впервые осуществила комплексное молекулярно-генетическое, иммуногистохимическое и электронно-микроскопическое исследование с целью выявления паттерна диссеминации вируса и уровней вирусной нагрузки (ВН) SARS-CoV-2 в ткани легких и лимфатических узлов средостения у больных COVID-19.

20210819a

Слева направо: старший научный сотрудник лаборатории молекулярной гематологии Абдуллаев А. О., заведующий лабораторией молекулярной гематологии Судариков А. Б., старший научный сотрудник лаборатории физиологии кроветворения Эршлер М. А.

Авторы впервые представили убедительные доказательства отсутствия достоверной связи глубины лимфопении с уровнем ВН SARS-CoV-2 в лимфоидных тканях. Кроме того, впервые в мире представлены данные электронно-микроскопических исследований, подтверждающие возможность прямого инфицирования лимфоцитов вирионами SARS-CoV-2 (аналогично тому, как это происходит при SARS-CoV и MERS-CoV инфекциях).

20210819b

Микрофотограмма участка просвета капилляра легкого пациента с COVID-19.
Электронно-микроскопическая визуализация участка просвета капилляра, где наряду с эритроцитами (RBC) был обнаружен лимфоцит (LYM), в цитоплазме которого (красная рамка) перинуклеарно обнаружена везикула (красная стрелка), содержащая коронавирусные частицы SARS-CoV-2. Микрофотограммы получены с помощью трансмиссионного электронного микроскопа JEOL JEM-1400 (Япония).

Статья о вирусной нагрузке и характере распространения SARS-CoV-2 в легкие, лимфатические узлы средостения и селезенку пациентов с лимфопенией, ассоциированной с COVID-19 опубликована в журнале Viruses (импакт фактор SJR 5.048; Q1): https://www.mdpi.com/1999-4915/13/7/1410