Директор Алтайского филиала ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России Андрей Павлович Момот в конце 2020 года объявлен победителем общенациональной премии «Профессор года-2020».
В эксклюзивном интервью редакции сайта blood.ru доктор медицинских наук, профессор Алтайского государственного медицинского университета Андрей Павлович Момот раскрыл секрет успеха, рассказал о научной деятельности и дал совет как избежать профессионального выгорания.
— Андрей Павлович, сегодня вы руководитель регионального подразделения НМИЦ гематологии, доктор медицинских наук, профессор вуза, любой человек может только позавидовать такому профессиональному росту. Какие усилия нужно приложить, чтобы добиться таких высот?
Андрей Павлович Момот: Первое — это целеустремленность, поставил цель и иди к ней. Второе — Учитель. Третье — трудолюбие и интуиция. Как известно, последнее — это опыт, умноженный на знание.
— Сколько лет вы уже в медицине?
А. П. М.: С 1984 года уже 37 лет. Свою трудовую деятельность я начал старшим лаборантом кафедры биоорганической химии Алтайского государственного медицинского института. С 1988 года работал заведующим лабораторией в центре по патологии гемостаза под руководством Зиновия Соломоновича Баркагана. В 2003 году было принято решение об открытии Алтайского филиала Гематологического научного центра, где я начал работать старшим научным сотрудником. После безвременного ухода от нас Зиновия Соломоновича в конце 2006 года, с 2007 и по настоящее время я являюсь руководителем этого филиала.
— С какими трудностями приходится сталкиваться в регионе?
А. П. М.: Трудности всегда на протяжении многих лет связаны со сложностями с финансированием научных разработок которые мы ведём, но нам удается кооперироваться с научными, производственными технологическими и вузовскими структурами здесь, в Барнауле. Объединять усилия по использованию материальной базы, расходных материалов, обмену идеями. Именно кооперация дает нашему Алтайскому филиалу помимо взаимодействия с головной организацией те возможности, которые мы сегодня имеем.
— Вы победили в номинации «Медицинские науки». Оценивали организационную деятельность или научную?
А. П. М.: Научную составляющую. Учитывались и индекс научного цитирования, и количество публикаций. Индекс Хирша у меня 29. Ежегодно у нас публикуется от 20 до 30 статей в рецензированных журналах.
— Вы являетесь автором свыше 800 научных публикаций в России и за рубежом. Можно ли какие-то работы особо выделить? И какой они направленности?
А. П. М.: У нас идут работы разноплановые, мы работаем с гематологами, акушерами-гинекологами, реаниматологами, урологами, травматологами, с офтальмологами, с патофизиологами, я могу продолжать этот список, это самые разные направления профессиональной деятельности, но в основе, конечно же, лежит изучение закономерностей обеспечения жизнеспособности человека, связанные с системой свертывания крови и фибринолизом.
— Научные работы находят применение в практике?
А. П. М.: С идеологической точки зрения, мы ищем оригинальные подходы к решению вопросов практической медицины, с другой стороны, одна из особенностей нашего центра, которая была заложена много лет назад — это ориентация на разработку новых методов диагностики, профилактики и лечения нарушений гемостаза, которые можно использовать в деятельности российского здравоохранения.
— На вашем счету 56 изобретений и патентов. В каких направлениях?
А. П. М.: В самых разных — прогнозирование, профилактика, диагностика и лечение кровотечений и тромбозов. Сейчас, с 2010 года, около половины исследований в нашем центре связано с акушерской патологией. Это и массивные акушерские кровотечения, и венозные тромбоэмболические осложнения, это и ведение регионального регистра носителей врожденной тромбофилии — очень важное и перспективное интересное направление для нашей страны. Здесь он реально наполняется пациентами, которым нужно проводить в ряде случаев пожизненную тромбопрофилактику, от этого зависит продолжительность их жизни. Все эти меры направлены навстречу практическому здравоохранению, сохранению здоровья людей.
— Как профессор Вы делитесь с начинающими учеными своими знаниями?
А. П. М.: Под моим руководством 9 докторов и 20 кандидатов медицинских наук. В большинстве случаев, это врачи не гематологического профиля, а других специализаций. Акушеры-гинекологи, хирурги, анестезиологи, урологи, инфекционисты, офтальмологи, специалисты клинической лабораторной диагностики, список можно продолжать и дальше. Мы работаем междициплинарно во взаимодействии с разными клиническими группами и векторами воздействия.
— Недавно был II Конгресс трансфузиологов. Нашли для себя новое, интересное?
А. П. М.: Да, конечно, каждый конгресс — это долгожданный обмен мнениями. Знакомство с новыми подходами, рекомендациями, стандартами. Безусловно, каждое такое событие имеет большой вес как для науки, так и для практики.
— Как не допустить профессионального выгорания?
А. П. М.: Во-первых, оптимизм. Перегорают в первую очередь те, которые заражены пессимизмом, или имеют малый запас оптимизма. Во-вторых, уметь вовремя переключаться с работы на хобби и увлечения.
— Какое ваше хобби?
А. П. М.: Раньше занимался водным туризмом, рафтингом, сейчас в силу ограниченного времени занимаюсь этим реже, поэтому переключаюсь на художественную литературу, на классиков.
— И какой же третий постулат?
А. П. М.: Любознательность и тяга к новому.
Научные разработки Андрей Павловича имеют большое значение при лечении различных заболеваний человека, предупреждении кровотечений и тромбозов, а также вносят серьезный вклад в улучшение репродукционного потенциала России.