— Почему появилась необходимость выделить лечение боли в отдельное направление медицины?
О. К. Левченко, врач анестезиолог-реаниматолог, кандидат медицинских наук:
Боль — наиболее распространенная причина обращения за медицинской помощью. Это причина снижения трудоспособности, социальной активности. В России и за рубежом создаются специальные клиники и центры, занимающиеся лечением боли. Оценка эффективности менеджмента боли является индикатором качества оказания медицинской помощи. Купирование боли — часть современных представлений о гуманности и человечности.
— В чем особенности лечения боли у гематологических пациентов?
Принято считать, что у пациентов с заболеваниями системы крови «нечему болеть». Это не так. У пациентов с гемофилией могут болеть суставы, при множественной миеломе — спина. Бывают головные боли, обусловленные нарушениями свертывания крови, тромбозами. Боль в животе также может быть связана с тромбозами. Боль может возникать вследствие сдавления опухоли лимфоузлами. Болью могут проявляться последствия химиотерапии. В некоторых случаях из-за токсичности препаратов развивается нейропатия, поражаются нервы. Это может быть стоматит, лицевые боли — картина боли у гематологических пациентов очень разнообразна и требует комплексного подхода. Мы разрабатываем алгоритмы обезболивания у таких пациентов, клинические рекомендации.
— Сказывается ли боль на результатах лечения?
По данным разных авторов, интенсивная боль при онкогематологических заболеваниях встречается более чем у половины пациентов. Показано, что хорошо обезболенный пациент лучше переносит химиотерапию и лучевую терапию, раньше активизируется после хирургических вмешательств, имеет меньше осложнений. Острая интенсивная боль должна быть адекватно купирована, чтобы не допустить ее перехода в хроническую.
— Как работает служба боли в ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России?
К нам за консультацией обращаются врачи клинических отделений, когда сталкиваются с труднокупируемым болевым синдромом. Мы обращаем внимание, что и как у человека болит, учитываем индивидуальные противопоказания, совместимость препаратов. Помогаем тому, кто уже всё перепробовал, справляемся со сложными случаями — хронической, трудноизлечимой, фармакологически резистентной болью. Обсуждаем с гематологами, какие еще компоненты можно включить в противоболевую терапию. В консилиумах может принимать участие психиатр, невролог, реабилитолог, врачи других специальностей.