Любой фундаментальный результат рано или поздно получает практическое применение. Хотя иногда между открытием и его практической реализацией проходят годы, десятилетия и даже столетия. Что касается гематологии, то эпоха крупных экспериментов в этой области медицины только набирает обороты. Особое место отводится стволовым и стромальным клеткам.
В Национальном медицинском исследовательском центре гематологии Минздрава России свойства этих клеток изучают в лаборатории «Физиологии кроветворения». Под руководством доктора биологических наук Нины Иосифовны Дризе сотрудники анализируют основные характеристики мезенхимных клеток в регулировании и поддержании кроветворения человека. В настоящее время ведутся исследования по изучению изменения стромального микроокружения костного мозга при гемобластозах и апластической анемии.
Мультипотентные мезенхимные стромальные клетки (МСК) способны дифференцироваться в клетки костной, хрящевой и жировой тканей. МСК - один из инструментов клеточной терапии и регенеративной медицины.
Нина Иосифовна в центре работает уже 43 года. 8 декабря 2022 года она отметила свой 70-летний юбилей. Ученый сумела завоевать прочную научную репутацию и пользуется заслуженным авторитетом среди коллег.
В Центр Нина Иосифовна пришла работать уже кандидатом наук. Диссертацию на тему «Локализация зачатка крови в онтогенезе зародышей курицы и перепела» защитила на кафедре гистологии и цитологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Желание заниматься вопросами кроветворения возникло еще со студенческой скамьи.
«Самое главное в организме — это кровь. Нет такой ткани в организме которая бы обновлялась с такой скоростью, — увлеченно объясняет Нина Иосифовна. — Вот мы с вами разговариваем пять минут, а у нас каждую минуту образовывается 300 миллионов новых клеток крови, и столько же погибает. Даже мысленно непостижимо представить этот масштаб. Уникальный процесс происходит с каждым человеком. Клетки врожденного иммунитета — нейтрофилы живут 8 часов. За это время, выполнив свои функции, большинство из них погибает. А как погибают и куда они исчезают? Или как эритроцит из стромы костного мозга попадает в сосуд? Никто не знает! Есть некая гипотеза, что под давлением. Эритроциты образуются в строме костного мозга и попадают в капилляры, в сосуды и работают. А как? И до сих пор никто не дал ответ. Вопросов больше, чем ответов».
Нина Иосифовна — эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. Состоит в научных обществах ASH, ISEH, EHA. Она – соавтор 18 государственных патентов. Автор около 400 публикаций. Все это может быть поводом для гордости, однако не это греет душу, а диплом с отличием биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
«Мой знакомый как-то сказал: «Людей, которые закончили МГУ с красным дипломом, значительно меньше, чем докторов наук», — улыбаясь отметила Нина Иосифовна.
Впрочем, судьба ученого могла сложить совершенно иначе. Еще в школе Нина Иосифовна очень хотела заниматься психиатрией. Однако попытка поступить в медицинский институт не увенчалась успехом. Свою роль сыграла негласная политика тех времен. Экзаменационная комиссия просто поставила тройку по физике, хотя Нина Иосифовна знала этот предмет на твердую пятерку. В итоге будущий ученый поступает на биофак. И впоследствии нисколько об этом не жалеет. Ее труды и открытия станут огромным подспорьем в клинической медицине.
«Острый лейкоз пытаются лечить очень много лет, а основные достижения произошли 50 лет тому назад. За эти годы ситуация в корне изменилась, — рассказывает Нина Иосифовна. Если полвека тому назад все эти пациенты погибали в течение нескольких месяцев, то сейчас многие из них живут много лет. Терапия такова, что пропадают не только опухолевые клетки, но и нормальные клетки крови, без которых человек жить не может. А сейчас, благодаря множеству исследований, в частности и наших, стало ясно, что процессом руководят стромальные клетки костного мозга, что они регулируют процесс выживания как стволовых кроветворных, так и опухолевых клеток».
Сейчас вектор науки направлен на изучение регуляции кроветворения стромальными клетками. Гематологи не исключают тот факт, что для более успешного и полноценного лечения придется поменять подход. В частности, не только убивать опухолевые клетки, но и поддерживать строму костного мозга пациента.
«Большие успехи видны через много лет, – отмечает Нина Иосифовна. И как говорил классик Сергей Есенин: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье». В нашем центре на протяжении нескольких лет проводилось исследование результатов введения донорских МСК пациентам после аллогенной трансплантации костного мозга. Через 10 лет стало ясно, что те больные, которым вводили эти клетки, лучше выживают, чем те, которым не вводили. Оказалось, что эти клетки регулируют Т-клеточный ответ и восстановление иммунитета. И вновь появилось много новых и разных факторов, которые тоже нужно изучать».
Когда команда Нины Иосифовны начинала заниматься МСК человека, на сайте ClinicalTrials.gov (ведущий международный сайт, на котором регистрируются проводимые клинические испытания) было 120 протоколов клинических исследований применения этих клеток, а через 10 лет уже насчитывается 7 тысяч, и среди них — протокол Национального Медицинского Исследовательского Центра Гематологии.
Несмотря на регалии, которым могут многие позавидовать, Нина Иосифовна не тщеславный человек, это подтверждают ее ученики и коллеги.
Заведующий лабораторией эпигенетической регуляции кроветворения, д.б.н. Алексей Евгеньевич Бигильдеев.
«В лабораторию я пришел еще студентом 5 курса МФТИ на дипломную работу. После защиты магистерской и получения диплома МФТИ с отличием я продолжил работу в лаборатории в качестве аспиранта и под руководством Нины Иосифовны с успехом защитил кандидатскую диссертацию. Нина Иосифовна также была научным консультантом моей докторской диссертации. Недавно я стал заведующим отдельной лаборатории, и тот опыт руководства сотрудниками, который я получил от Нины Иосифовны, мне очень пригождается. Когда я познакомился с Ниной Иосифовной, я был пленен ее быстрым умом, эрудированностью, широким кругозором и профессионализмом в области стволовых клеток. Нина Иосифовна смогла создать сплоченный и продуктивный с научной точки зрения коллектив. Молодые сотрудники лаборатории, и я среди них, принимали участие в международных конференциях ещё будучи студентами. В лаборатории физиологии кроветворения следуют принципу, что если человек принимает участие в научной работе, он обязательно включается в список соавторов. Это очень привлекает молодых ученых с точки зрения научной перспективы. Еще один важный принцип, которого непременно придерживается Нина Иосифовна, (и чем я не перестаю восхищаться), заключается в том, что «не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня». Это позволяет быть продуктивным, не оставляет времени на ненужные сомнения и помогает оперативно решать возникающие проблемы. Я очень благодарен Нине Иосифовне, поскольку мои достижения, во многом, — ее заслуга».
д.б.н. А.Е. Бигильдеев, д.б.н. И.Н. Шипунова
Старший научный сотрудник лаборатории «Физиологии кроветворения», д.б.н. Ирина Николаевна Шипунова
«Еще в институте было огромное желание заниматься именно стволовыми клетками. Мне тогда сказали, что самая лучшая лаборатория в НМИЦ гематологии. Когда шла на собеседование, очень волновалась, но со мной быстро поговорили и сказали приступать к работе. Работать в лаборатории «Физиологии кроветворения» я начала 1 июня 2001 года. Сразу включили во множество проектов. Было тяжело, но Нина Иосифовна лично помогала во всем разбираться. В отличии от Нины Иосифовны, у которой не голова, а компьютер, обычному человеку поначалу на память рассчитывать не приходится. Я завела себе большую тетрадь, в которой записывала все эксперименты и применяемые методы. Она всегда следила и следит за тем, чтобы проект, которым занимается новый человек, был впоследствии реализуем и закончен. Благодаря её поддержке я успешно защитила кандидатскую и докторскую. Для нас Нина Иосифовна не просто руководитель, это наш старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом. Но главный принцип Нины Иосифовны — это ее порядочность. Для нее очень важно, чтобы соблюдался принцип справедливости. Если рассматривать мою личность как ученого, то я — плод труда Нины Иосифовны.
Старший научный сотрудник лаборатории «Физиологии кроветворения», к.м.н. Наталия Арнольдовна Петинати
«Я пришла в лабораторию на кандидатскую диссертацию в 2009 году и мне стало интересно, а в 2012 году окончательно перешла на ставку в лабораторию. Какое-то время я пыталась совмещать работу врача-гематолога и научного сотрудника, но совмещать невозможно. Работа в лаборатории тоже способна помочь пациентам. Фундаментальная наука дает сведения, которые потом лягут в основу новых методов лечения.
Нина Иосифовна — это тоже уникальный человек. Она очень много работает и при этом успевает читать все свежие статьи. Большой ученый, он же видит не конкретный факт в конкретной точке, он видит картину целиком. И при появлении новых данных эта картина меняется, но не теряет своей целостности. Нина Иосифовна именно такой ученый. При этом она человек, который не зацикливается только на науке. Она любит балет, читает огромное количество художественной литературы, любит путешествовать, любит живопись... Она считает, что человек должен развиваться в разных областях. То есть работа должна быть в рабочее время. Пришел к 9 утра, отработал ударно восемь часов, после этого встал и ушел в театр, в кино, в музей, общаться с друзьями…
Нина Иосифовна — очень заботливый руководитель, стимулирующий развитие сотрудников. Например, в 2012, когда объявили конкурс на стипендию Президента молодым ученым, она сказала, что шансов получить практически нет, но если не подать, то точно не получишь. И мы благодаря поддержке со стороны центра, когда ради нас собрали проблемную комиссию и ученый совет, получили эту стипендию втроем из одной лаборатории: я, А.Е. Бигильдеев и И.Н. Шипунова.
На фото: д.б.н. Т.В. Тодрия, д.б.н. Н.И. Дризе, к.б.н. М.А. Эршлер, д.б.н. И.Н. Шипунова
Именно фундаментальная наука дает плацдарм для дальнейших прорывных технологий. Как и в любом деле, будь то строительство дома, самолета или операция на сердце, самый главный этап – подготовительный. Сколько труда будет вложено в моменте планирования и насколько будут учтены все «острые углы» тем успешнее будет результат.
«У нас опыт иногда длится годами, — рассказывает Нина Иосифовна. – Только чтобы собрать материал, нужно два года. Сейчас все внимание общественности приковано к области молекулярной биологии, но любые молекулярно-биологические изыскания должны подтверждаться физиологически».
То, чем занимается Нина Иосифовна и ее коллеги, очень близко к практике. Так, ученый предложила вводить МСК не внутривенно, а внутрикостно в несколько мест. Это позволило попытаться восстановить строму костного мозга пациентов с неприживлением трансплантата и индуцировало восстановление собственного кроветворения у больных без повторной трансплантации стволовых гемопоэтических клеток и улучшило приживление трансплантата у больных после повторной трансплантации.
На фото: к.м.н. Н.А. Петинати, д.б.н. Н.И. Дризе, к.м.н. В.Е. Мамонов.
Под руководством академика В.Г.Савченко в отделении Высокодозной химиотерапии и трансплантации костного мозга было показано, что ММСК здоровых доноров, выращенные in vitro без использования животных компонентов, могут быть использованы для профилактики и лечения острой реакции трансплантат против хозяина. Это направление продолжает развиваться.
Современные знания о биологии опухолевого процесса, иммуномодулирующих свойств стволовых и мезенхимных клеток дают возможность разрабатывать новые методы лечения. Фундаментальные и прикладные исследования при заболеваниях системы крови направлены на сохранение и укрепление здоровья человека. И в этом неоценим вклад таких ученых, как Нина Иосифовна Дризе.