Довольно часто от врачей мы слышим фразу «пациент с сочетанной патологией». Это ситуация, когда у человека практически одновременно диагностируется два и более заболевания. В клинической практике нередко наблюдаются случаи, когда заболевание системы крови, отягощается другими патологиями. Безусловно, это обстоятельство существенным образом влияет на прогноз для жизни и здоровья человека. Лечить таких больных вдвойне сложнее, особенно если пациент преклонного возраста.
А как быть, если у пациента с активной фазой лейкоза, требующей специализированного лечения, диагностирован еще и распространенный рак мочевого пузыря с продолжающимся кровотечением?
Сложную задачу, когда у пациента диагностировано сразу два опухолевых заболевания в активной стадии, пришлось решать в стенах НМИЦ гематологии Минздрава России.
70 летний пациент с декабря 2022 года наблюдался с диагнозом хронический миелолейкоз. В какой-то момент мужчина заметил примесь крови в моче. При МРТ обнаружено новообразование, поражающее все стенки мочевого пузыря.
Была выполнена трансуретральная биопсия опухоли мочевого пузыря и остановка кровотечения из опухолевой ткани. При гистологическом исследовании опухоль мочевого пузыря оказалась мышечно-инвазивной уротелиальной карциномой.
Учитывая обширное поражение мочевого пузыря, высокие риски повторного кровотечения, требовалось срочное оперативное лечение – удаление мочевого пузыря, предстательной железы и тазовых лимфоузлов (радикальная цистпростатэктомия и тазовая лимфаденэктомия). Ситуация осложнялась необходимостью начинать одновременно лечение лейкоза.
Хирургическое вмешательство выполнено врачом-урологом-онкологом Коваленко Алексеем Васильевичем совместно с хирургами отделения хирургии НМИЦ гематологии Минздрава России. Операция проведена лапароскопически, т.е. без большого разреза, через небольшие проколы. В результате был удален мочевой пузырь, предстательная железа, лимфатические узлы малого таза.
Операцию проводит врач-уролог-онколог А.В. Коваленко
«Для воссоздания мочевыводящей системы мы выделили и изолировали небольшой сегмент тонкой кишки, восстановив при этом целостность самой кишки, сохранив непрерывность желудочно-кишечного тракта. Из изолированного сегмента сформировали резервуар, куда подшили мочеточники», – объяснил Алексей Васильевич. – Один конец мочевого резервуара вывели на поверхность кожи передней стенки живота, создав таким образом уростому. Теперь моча поступает по сформированной уростоме во внешний мочеприемник. Конечно, можно было бы сделать искусственный мочевой пузырь и попытаться восстановить у пациента естественное мочеиспускание, но в этом случае увеличивается объём операции, её длительность, повышались риски послеоперационных осложнений. И, кроме того, если бы опухолевый процесс в мочевом пузыре оказался бы более распространенный, это бы потребовало дополнительного лечения, проведения лучевой терапии, что могло бы ещё сильнее осложнить послеоперационный период. Плюс пациент в силу своего заболевания крови был достаточно нестабилен. Все эти факторы склонили нас остановиться на меньшем объёме операции».
Схема воссоздания мочевыводящей системы
После операции пациент продолжал находиться под пристальным наблюдением врачей гематологов, и в раннем послеоперационном периоде было отмечено ухудшение показателей крови, что вынудило нас возобновить противолейкозную терапия, что в свою очередь, негативно отразилось на течении раннего послеоперационного периода.
К счастью, результаты гистологического исследования операционного материала показали, что опухоль не выходит за пределы мочевого пузыря, и в ближайшем времени пациенту будет не нужна дополнительная терапия, направленная на лечение рака мочевого пузыря. Тем не менее риски были достаточно высокие».
В интересах пациента врачи воздержались от проведения операции по созданию искусственного мочевого пузыря. Решение хирургов поддержали как сам пациент, так и его родственники.
В дальнейшем пациент будет находиться под нашим пристальным наблюдением гематологов, онкологов, и продолжит лечение хронического миелобластного лимфолейкоза.
На сегодня, благодаря отсутствию дополнительных дренажей и катетеров, мочеприемник не доставляет каких-либо неудобств. Продолжительность жизни пациентов после таких операций сопоставима с общепопуляционной.
Пациент и его лечащий врач-хирург Екатерина Клименко