На что обращать внимание при разработке и производстве CAR-T препарата? Что такое допинг и фитнес для клеток? Как правильно активировать клетки и какой должен быть их оптимальный объем? Как работают CAR-T препараты у пациентов, которые уже получали химиотерапию и трансплантацию костного мозга?
Эти и другие вопросы обсуждались 8 ноября в рамках научно-практической конференции "Академия CAR-T", где были представлены последние достижения в области клеточных технологий при лечении онкогематологических заболеваний.
CAR-T-терапия – лечение генетически модифицированными Т-лимфоцитами пациента. Первый отечественный CAR-T-клеточный продукт создан в НМИЦ гематологии Минздрава России.
«Мы прекрасно понимаем, что эта конференция не первая в череде конференций, посвященных этой актуальной тематике, но мы решили назвать ее «Академия CAR-T. День 0 клеточной терапии в России» только потому, что благодаря совместным усилиям и кооперации в нашем центре удалось создать первый отечественный CAR-T-клеточный препарат, – открывая конференцию отметила генеральный директор ФГБУ «НМИЦ гематологии», доктор медицинских наук Елена Паровичникова. – «День 0» для тех, кто занимается трансплантацией аллогенных стволовых гемопоэтических клеток, очень ясное понятие. «День 0» – это когда пациенту осуществляется трансфузия стволовых гемопоэтических клеток. От этого дня идет отсчет восстановления гемопоэза и иммунной системы реципиента, который получил стволовые клетки донора".
Конференция включала в себя 3 тематических сессии, где обсуждались как значительные успехи в области клеточных технологий, так и актуальные проблемы, возникающие на протяжении всего жизненного цикла клеточных препаратов.
Заведующая лабораторией трансплантационной иммунологии к.б.н. Аполлинария Боголюбова-Кузнецова представила доклад «Внедрение системы контроля качества на производстве анти-СD19 CAR-T в условиях медицинского исследовательского центра».
«Мы хотели сделать конференцию, которая была бы максимально конкретно стратифицирована и делила доклады на разработку, производство и клиническое применение. Это сделано для того, чтобы те небольшие доклады, те идеи, которые только начинают возникать в рамках разработки клеточной терапии, не терялись на фоне ошеломляющих результатов клинического применения. Вторая часть конференции - производство. Выделение его в отдельную сессию – наше ноу-хау. И нам хотелось подсветить некоторые моменты, связанные с необходимостью контроля качества, тщательного подбора как технологических линеек, так и производственных помещений, чтобы каждый CAR-T-клеточный аппарат, который появляется в России, соответствовал мировым критериям качества», - Аполлинария Васильевна.
В зале, где проходила конференция, не было свободных мест. К онлайн трансляции подключилось более 400 участников. Основу научной программы составляли нестандартные проблемы, с которыми могут столкнуться ученые и врачи в работе с клеточными продуктами. Были рассмотрены уникальные случаи из практики.
Как отметила старший биотехнолог лаборатории трансплантационной иммунологии НМИЦ гематологии Минздрава России Яна Сердюк, производство CAR-T-клеточного препарата – это многостадийный, пошаговый процесс, которое включает в себя несколько этапов.
«Мой доклад был посвящен оптимизации получения CAR-T-клеточного продукта. Я рассказала о тех сложностях и тех вопросах, которые заботили нас в процессе разработки и производства. О тех тонкостях, на которые стоит обратить внимание исследователям для производства академических CAR-Т или для оптимизации получения продукта для доклиники, то есть том,что может помочь избежать ошибок начинающим. Основной вывод – доверяй, но проверяй!», – рассказала Яна Викторовна.
Татьяна Беловежец, младший научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН:
«Мой доклад был посвящен биспецифическим CAR, которые позволяют нацелить Т-клетки одновременно на несколько антигенов, что может усложнить ускользание опухоли от иммунного контроля, повысить эффективность CAR-T-клеточной терапии и снизить вероятность рецидивов. Однако, несмотря на перспективность такого подхода, есть серьезные вызовы для исследователей при дизайне конструкций, так как есть биологические особенности, когда структура рецептора нуждается в серьезной оптимизации для успешного противоопухолевого контроля».
Владислав Сергеев, врач клинической лабораторной диагностики отделения криоконсервации с контролем качества гемопоэтических клеток НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой:
«Продукты генной клеточной терапии сейчас расширяют свои показания, выходят за пределы гематоонкологии и уже применяется, например, для лечения аутоиммунных заболеваний. Мы видим, что потенциал генетической инженерии клеток крови огромен, и вполне вероятно, что они вторгнутся и в другие области, например, для лечения инфекционных болезней. Скажем, сейчас активно изучается использование CAR-T технологии в лечении ВИЧ инфекции. Наша секция была посвящена вопросам разработки, и она четко показала, что Российская Федерация уже активно представлена в современном ландшафте этой технологии. В докладах звучали темы, которые даже в мировой практике еще не очень разработаны, например, анти-CD45 CAR-T терапия. Мы видим ясные перспективы, что наконец-то в ближайшее время в России CAR-T войдет и в клинику».
Ольга Алешина, к.м.н., заведующая отделением гематологии и химиотерапии острых лейкозов и лимфом НМИЦ гематологии Минздрава России, врач-гематолог:
«Мой доклад был посвящен совместному применению CAR-T терапии с другими подходами, в частности, с иммунотерапией и таргетной терапией. В настоящее время только появляются исследования, которые изучают, что можно сочетать и как добиться того эффекта, который терапевтически нам нужен, не утеряв при этом эффекта CAR-T-клеток. Все эти вопросы обсуждались на конференции, что крайне актуально и интересно».
4 августа 2023 Федеральный закон № 466-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "О биомедицинских клеточных продуктах", утвержденный Президентом Российской Федерации, опубликован в Парламентской газете. В документе отдельно выделены особенности оборота препаратов, к которым можно отнести «академические» CAR-T продукты, то есть препараты, создаваемые на локализованном в медицинских центрах производстве и применяющиеся для лечения пациентов в стенах центра. Фактически это может стать шагом к созданию нормативной базы для «академических» CAR-T-клеточных препаратов. Предложенные правительством изменения – только первый шаг на пути погружения «академических» CAR-T-продуктов в правовое поле. Следующим этапом должна стать оптимизация правил изготовления клеточных продуктов.
На сегодняшний день существует значительная неудовлетворенность медицинской потребности в таких препаратах, и большое количество пациентов с резистентными заболеваниями ждут, когда же эта группа препаратов будет применяться на практике.
Аутологичные CAR-T – это персонализированные препараты, изготовленные индивидуально для каждого пациента. Для того чтобы развивать эти направления с точки зрения фармацевтической промышленности, требуется большое вложение средств. Технологические компании в ряде случаев не готовы идти в эту непростую для них с финансовые точки зрения историю. Восполнить этот пробел стремятся академические учреждения.
Владислав Сергеев, врач клинической лабораторной диагностики отделения криоконсервации с контролем качества гемопоэтических клеток НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой:
«Классический регуляторный путь говорит: необходимо с нуля разработать препарат, провести весь объем доклинических исследований, инициировать клинические исследования, построить по всем правилам производство. Для академических учреждений это очень тяжело и затратно. Как правило научные учреждения не обладают финансовой поддержкой для того, чтобы пройти все этапы. Но мы видим, что ситуация в пользу академических учреждений меняется. Появляются некоторые механизмы, которые призваны помочь академическим учреждениям выйти на арену производства персонализированных лекарственных препаратов. Есть программа и по линии Министерства здравоохранения, и по линии Министерства образования. Разработаны и приняты некоторые законодательные акты, которые позволят тому, что мы называем «госпитальному» производству CAR-T продуктов, реализоваться. Мы ожидаем, что это очень сильно облегчит академическим учреждениям путь в клинику и позволит пациентам Российской Федерации получить ускоренный доступ к такому виду препаратов, по крайней мере на определённое время, пока фармацевтическая промышленность «подтянется».