Выступая на секции «Актуальность факторной терапии в лечении гемофилии», д.м.н., заведующая клинико-диагностическим отделением гематологии и нарушений гемостаза ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России Надежда Ивановна Зозуля рассказала про необычную форму заболевания – гемофилия В Лейден, при которой симптомы могут исчезать с возрастом.
«Нетипичное клиническое течение картина, когда выраженность проявлений заболевания меняется с возрастом вплоть до полного исчезновения, – отметила Надежда Ивановна. – «Геморрагические эпизоды становятся менее интенсивными или совсем не возникают при наступлении пубертатного периода. Впервые Гемофилия В Лейден описана в 1970 году в серии клинических случаев. У ряда пациентов с самого детства был диагностирован дефицит фактора свертывания крови IX, и установлен диагноз наследственной гемофилии В. Однако, с возрастом симптомы гемофилии исчезли, а активность фактора IX возросла практически до нормальных значений. Генетические исследования выявили, что у этих пациентов есть мутация, приводящая к нарушению синтеза FIX, но мутация локализована не в смысловом участке ДНК (нуклеотидная последовательность не нарушена), а в промоторах, которые регулируют считывание закодированной информации о строении белка. В результате нарушения считывания нормальной последовательности аминокислот фактор свертывания крови IX не генерируется. В литературе описано около 100 подтвержденных случаев этого заболевания».
Существует несколько промоторов которые несут ответственность за запуск правильного считывания информации. Каждый из промоторов активируется соответствующим фактором транскрипции, и одним из них является рецептор к андрогенам.
«Если этот промотер остается неповрежденным, то повышение уровня андрогенов во время полового созревания у мальчиков, у которых диагностирован дефицит фактора IX запускает синтез данного белка, и клинически это заболевание становится менее значимым или совсем исчезает», – объяснила Надежда Ивановна и также рассказала в каких случаях коррекция не происходит.
В рамках доклада был представлен также прогресс в разработке препаратов для лечения гемофилии В. Сегодня у врачей есть определенный арсенал для лечения таких пациентов: плазматические, рекомбинантые стандартные и пролонгированные факторы свёртывания крови IX. В 2023 году в мире зарегистрирован и первый генный препарат, который позволяет генерировать эндогенный фактор свёртывания крови с длительным поддержанием его активности на субнормальных значениях, не требующих дополнительного внутривенного введения концентратов фактора. Разработка ребалансирующих препаратов, которые позволяют модифицировать коагуляционный гемостаз, чтобы не возникало кровотечение, идет уже длительное время. В настоящее время только в Канаде одобрен единственный препарат для лечения пациентов с ингибиторной формой гемофилии В.
Надежда Ивановна более подробно рассказала о каждом типе препаратов для контроля кровотечений, интервалах введения, режимах дозирования. Отдельно было акцентировано внимание на особенностях развития ингибиторов при гемофилии В (появление антител, нейтрализующих действие фактора свертывания, введенному в том числе из вне) и их лечении.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации на май 2023 года, зарегистрировано 7237 пациентов с гемофилией А, с болезнью Виллебранда - 3459, и с гемофилией В – 1354. Данные согласуются с эпидемиологией гемофилии В в мире. По данным опроса Всемирной Федерации гемофилии от 2021 года, во всем мире было выявлено 37 998 пациентов с гемофилией В, в то время как страдающих гемофилией А насчитывается более 185 тысяч человек - в 5 раз больше.
В Российской Федерации только за три года прирост больных с гемофилией составил от 6 до 10 %. Увеличение количества больных гемофилией специалисты связывают с улучшением диагностики, увеличением продолжительности жизни этих больных благодаря проведению современной адекватной высокоэффективной терапии.
Первая научно-практическая конференция «Нарушения гемостаза: проблемы и решения» прошла с 20 по 21 октября в Москве в ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им Д.Рогачева». В мероприятии приняли участие более 470 специалистов из России, а также эксперты из Республики Беларусь, Азербайджана, Киргизстана и ряда других стран.