Артему 30 лет, фотограф, живет в Москве. Недавно Артем сдал гемопоэтические стволовые клетки в НМИЦ гематологии Минздрава России.
— О существовании регистра доноров костного мозга я знал давно, — рассказывает Артем. — Вступил в регистр шесть лет назад на одном из мероприятий Фонда борьбы с лейкемией. До этого я уже сдавал плазму крови, тромбоциты, поэтому мне было не страшно, тем более, что людям это очень нужно. Больше всего меня зацепила встреча донора костного мозга и его реципиента. Они рассказывали о своем опыте. Прошло шесть лет, и теперь я тоже донор.
— Что вы почувствовали, когда узнали, что ваш генотип подошел нуждающемуся пациенту?
— Я очень обрадовался, что могу спасти чью-то жизнь, а от меня не так много и требуется. Просто согласиться и прийти. Нужно пройти небольшое обследование, сделать уколы стимуляции, это не страшно и не сложно. Из-за стимулирующих препаратов есть небольшое неудобство, но оно меркнет по сравнению с возможностью спасти чью-то жизнь.
— Вам не страшно было сдавать клетки костного мозга?
— Над технологиями работает огромное количество людей, в случае малейшего вреда технология никогда не получила бы разрешения на использование. Никто не пытался меня отговорить, наоборот, все друзья и знакомые поддерживали меня и говорили, что это классно. Ни от кого не слышал ничего негативного.
— Что будете делать сегодня после донации?
— Напишу небольшой пост, где буду агитировать людей вступать в регистр доноров костного мозга. После вступления в регистр могут и не позвонить, потому что вероятность совпадения донора и реципиента очень невелика, могут позвонить сразу или через несколько лет. Чем больше будет выборка потенциальных доноров, тем больше шансов будет у пациента.
— Что вы знаете о своем реципиенте?
— Мой реципиент — это мужчина из России. Я написал ему небольшое письмо и после процедуры отдам его врачу. Попрошу, чтобы мое письмо передали пациенту в день выписки, для меня это важно.
— Как вы себя чувствуете сейчас, непосредственно во время процедуры донации?
— Мне осталось лежать меньше часа, минут 45. Чувствую себя нормально, только всё себе отлежал. Могу шевелить одной рукой, ею держу телефон. В другой руке жесткий катетер, ее не посгибаешь. От безделья иногда хочется спать, а в остальном ничего особенного, нормально себя чувствую. Посмотрел видео, посидел в соцсетях, пообщался с медсестрой, почитал.
— Что вы можете сказать будущим донорам костного мозга?
— Донорство костного мозга спасает жизни, и не только людям в нашей стране, это международная помощь. В России регистр доноров костного мозга совсем небольшой, я призываю всех людей вступать в него. От донора требуется совсем немного. Это не больно. На время донорства дают больничный, даже не нужно отпрашиваться с работы. Донорство костного мозга, а также и донорство крови, помогает сплотить людей, а этого нам сейчас очень не хватает.