Татьяна Алексеевна Туполева — врач-вирусолог, заведующая отделом вирусологии, доктор медицинских наук. В гемцентре с 1986 года.
Путь в медицину
— Не могу сказать, что это было моей мечтой. В 60-70е годы была популярна физика, история. Но папа сказал: «Иди в медицину. Ты всегда найдешь себе работу, даже на необитаемом острове». Я поступила в Первый медицинский институт. Тогда я была стеснительная девушка, и у меня не получалось наладить контакт с больными. Они воспринимали меня как девочку, а не как врача. Поэтому, когда встал вопрос о работе, я решила пойти в науку. В то время Татьяна Васильевна Голосова набирала команду для работы с ВИЧ-инфекцией.
Работа была очень интересной. Диагностика ВИЧ-инфекции только начала разрабатываться, мы апробировали зарубежные и отечественные тест-системы. Татьяна Васильевна вместе с директором института вирусологии Виктором Михайловичем Ждановым доказывали необходимость обследования доноров. Мы были одними из первых, кто внедрил обследование доноров на маркеры ВИЧ.
Гематологический научный центр, как тогда назывался НМИЦ гематологии, стал референс-центром по диагностике ВИЧ-инфекции в службе крови. К нам привозили положительные образцы со всей страны для более детального исследования, мы выдавали заключения. То, что мы делали в 80-е годы, вошло в рутинную практику. Так из стажера-исследователя я стала сначала младшим, а потом и старшим научным сотрудником, защитила диссертацию, стала заведующей. Всю жизнь здесь. Никогда не жалела о сделанном выборе.
В лаборатории никогда не бывает скучно
— Мне всегда было интересно разбираться в сложных случаях, а их было немало. У наших пациентов часто бывают иммунологические изменения. Если тест дал положительный результат, надо разбираться, это истинный результат или неспецифическая реакция. Случаи, когда у пациентов выявляются инфекционные маркеры, всегда требуют тщательного расследования. Так, у одной женщины во всех тестах выявлялась ВИЧ-инфекция. Это было в конце 80-ых годов, у нас в стране было всего два случая ВИЧ-инфекции, и оба завозные. Женщина из сельской глубинки, откуда у нее ВИЧ? Оказалось, что женщина животновод, и у нее были антитела к козьей шерсти. А во всех тест-системах использовался конъюгат козьих антител, поэтому она давала неспецифическую реакцию. Оказалось, такое тоже бывает.
После землетрясения в Армении мы учили ереванских коллег работать на пожертвованном оборудовании компании Roche, обследовать доноров на наличие инфекционных маркеров иммуноферментным методом, который еще мало где применялся.
Истинные ценности
— По натуре я оптимист, верю в лучшее. У сотрудников особенно ценю умение работать в команде. Лабораторная диагностика - это многоэтапный процесс, нужно уметь работать в коллективе, подставить плечо в нужный момент, делать общее дело.
Ежедневно на страже здоровья
В гематологии много инвазивных процедур, у многих пациентов вследствие болезни и проводимого лечения снижен иммунитет, поэтому часто приходится встречаться с инфекционными осложнениями. Это не только социально значимые инфекции типа гепатита В или С и ВИЧ-инфекции, но и сезонные вирусные инфекции, респираторные, кишечные, эндогенные.
Во время пандемии COVID-19 мы обрабатывали по 500-600 образцов в день, работали в несколько смен, нам помогали коллеги из дружественных лабораторий. Сейчас через наш отдел ежедневно проходит от 50-60 до 100 образцов крови доноров и от 20 до 50 - пациентов центра. Исследуем на наличие маркеров вирусных гепатитов, герпесвирусных инфекций серологическими и молекулярными методами.