69-летний пациент, всю свою жизнь проработавший водителем, последние несколько лет мучился от стенокардии. Даже такие небольшие нагрузки, как встать с кровати и дойти до холодильника, сопровождались слабостью, чувством страха, потливостью и приступом давящей боли в области сердца.
Несмотря на проблемы со здоровьем, мужчина продолжал увеличивать свой стаж 30- ти летнего курения. При этом в анамнезе уже было несколько инфарктов, которые он перенес фактически «на ногах». Диагностирована злокачественная форма атеросклероза с поражением коронарных и периферических артерий.
До и после эндоваскулярной реканализации окклюзий коронарных артерий
Ввиду запущенности формы поражения артерий кардиохирурги, которые наблюдали пациента, оказались бессильны. Из –за прогрессии коронарного атеросклероза физического состояния пациента, типа хирургического вмешательства потенциальный риск операции был выше ожидаемой пользы.
– У врачей, которые наблюдали пациента, не было технической возможности провести операцию аортокоронарного шунтирования и подшить эти шунты, так как все три сосуда из трех у пациента были поражены, – рассказал сосудистый хирург, врач эндоваскулярной диагностики и лечения ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России Михаил Павлович Извеков.
К сосудистым хирургам Национального медицинского центра гематологии пациент попал с постинфарктным кардиосклерозом (формирование рубца на месте погибших клеток сердечной мышцы после инфаркта миокарда), с сердечной недостаточностью и нарушениями ритма.
Из-за закупорки правой коронарной артерии был нарушен магистральный кровоток и, соответственно, кровоснабжение сердечной мышцы. В левой коронарной артерии диагностирован стеноз ствола и окклюзионное поражение передней межжелудочковой и огибающей артерий. Для восстановления нарушенной проходимости артерий сосудистые хирурги ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России использовали технологию реканализации с последующим стентированием.
– Инструменты проводятся за зону окклюзии (закупорки сосуда), – отметил сосудистый хирург, врач эндоваскулярной диагностики и лечения ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России Михаил Павлович Извеков. Баллонным катетером частично восстанавливается кровоток и готовится площадка для имплантации стендов для восстановления полноценного кровотока. В ходе операции нам удалось открыть артерию и восстановить кровоток. Было имплантировано три стенда. Конечно, от стенокардии он на 100 % не избавился, но мы его и не заставляем бегать марафонские дистанции, поднимать тяжести. Но при выписке он сам дошел от Центра до метро Динамо, причем с сумкой, и приступов стенокардии у него не возникло. Он очень этому удивился. Мы ему объяснили, с чем это связано. Конечно, мы не можем его заставить бросить курить, это уже должна быть его инициатива.
Ввиду запущенной формы атеросклероза пациенту не смогли за один раз исправить всю его коронарную патологию, которую он себе «накуривал» десятилетиями. Поэтому врачи начали с одной из артерии, на которой операция представлялась наиболее технически возможной и оправданной с учетом риска.
Курение является основным фактором риска атеросклероза в России. Атеросклероз приводит к развитию очень опасных сердечно-сосудистых осложнений: инфаркты, инсульт, атеросклероз артерий нижних конечностей, гангрены конечностей и т.д. Конечно, врачи ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России оперируют на самых значимых сосудах, но операция – это лишь локальное вмешательство.
У пациентов, которые после операции продолжают курить, идет прогрессия атеросклероза.
– Однако отказ от курения является самым большим вкладом, который мы можем рекомендовать, помимо консервативной лекарственной терапии и операции, - отметил врач–сердечно–сосудистый хирург ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, к.м.н. Даниил Георгиевич Гительзон.