Выдержки из ответов заведующего лабораторией трансплантационной иммунологии НМИЦ гематологии Григория Ефимова:
— Наша лаборатория занимается изучением иммунного ответа организма, в том числе на вирусы. У нас есть наработки, инструменты, опыт, оборудование, реактивы. Мы посовещались и решили отложить свои проекты и подумать, какую пользу мы можем принести в данной ситуации. Кстати, не только мы, очень многие ученые, которые занимались смежными областями, решили переключиться и заняться изучением коронавируса. Кроме того, Минздрав РФ отправил запросы по всем подведомственным организациям, чтобы все сообщали, кто занимается чем-то, связанным с коронавирусом. Мы о себе объявили, попросили поддержать проект. В лаборатории над этим проектом работает 15 человек.
— Для лабораторий, которые раньше не занимались вещами такого рода, нужно было бы сначала запустить технологию, а затем ее отладить. Нам повезло, потому что у нас уже была очень схожая технология. У нас на ходу была линия клеток-продуцентов, в которую мы вставили ген одного из белков коронавируса, и она стала производить белок коронавируса. Дальше его нужно подчистить биохимическими методами, и он может быть использован как основной элемент тест-системы.
— Работать с образцом пациента, в крови или в мазке которого коронавирус находится в достаточной концентрации для получения гена, могут только лаборатории, специально оборудованные и имеющие разрешение на работу с опасными инфекциями. Почти ни у кого, включая нашу лабораторию, таких разрешений нет. Нам гораздо проще получить синтетическую последовательность, синтезировать заново ген.
— Сейчас такое время, когда нужно забывать про научную конкуренцию и, наоборот, пытаться как можно больше всего делать вместе. По счастью, практически так и происходит. Ученые охотно делятся своими наработками, результатами, реактивами.
— В оптимистичном прогнозе мы рассчитываем подать документы на регистрацию через месяц. Чтобы подать документы на регистрацию, нам нужно проверить тест на чувствительность и специфичность на какой-то значительной выборке положительных и отрицательных [к коронавирусу] образцов крови. После этого у нас будут расчетные характеристики, с которыми мы можем подавать документы на получение регистрационного удостоверения.
— По данным китайских исследователей, у 95% пациентов, которые болели коронавирусной инфекцией, после 28-го дня были положительные тесты на антитела. Естественно, мы будем стремиться к минимизации ложноположительных и ложноотрицательных результатов. Но любой диагностический тест имеет предел точности. В этом смысле, если тестов будет больше, чем один, это будет лучше для пациентов, поскольку они смогут независимыми методами получить наиболее полную информацию.
— Наш тест — количественный, он позволяет определить концентрацию антител. Если мы видим, что у человека в крови высокая концентрация антител, специфичных к одному из белков коронавируса, то можно более-менее уверенно говорить, что он в ближайшее время не заразится повторно и что он действительно переболел.