В Национальном медицинском исследовательском центре гематологии решили изучить Т-клеточный иммунитет переболевших COVID-19 людей. Исследование было проведено при поддержке Российского научного фонда.
Кандидат биологических наук, заведующий лабораторией трансплантационной иммунологии Григорий Ефимов раскрыл «МК» детали.
— Антитела и Т-клетки работают в организме переболевших людей одновременно?
— Да, это мы видим в большинстве случаев. Но бывает, что антител мы не находим, только Т-клетки.
— Легко ли выявить Т-клеточный иммунитет?
— Классический метод заключается в том, что к живым Т-лимфоцитам добавляются фрагменты коронавируса, а после мы оцениваем, какое количество Т-клеток активируется и вступает в борьбу. В принципе, для Т-лимфоцитов не так важно, какую именно часть вируса они распознают (как это важно для антител). Дело в том, что Т-лимфоциты, в отличие от антител, узнают не сам вирус, а клетку, которая им поражена.
— Сколько процентов переболевших имеют Т-клеточный иммунитет к коронавирусу?
— В нашем исследовании 80—90 процентов. Но важно отметить, что мы смотрели реакцию Т-клеток на определенные фрагменты вируса. Между тем вирус очень большой, и мы можем просто не видеть Т-клеток, распознающих другие белки SARS-CoV-2.
— А антитела при этом были у всех?
— В этой публикации у двух человек из 34, кровь которых мы анализировали, не было антител. А Т-клетки у них присутствовали.
— Антителам для того, чтобы давать отпор вирусу, надо иметь особый статус — «нейтрализующие». У Т-клеток тоже существует какая-то градация?
— Нет, Т-клетки, в отличие от антител, все борются против вируса.
— В вашей работе вы пишите, что обнаружили Т-клеточный ответ даже у не болевших коронавирусом людей. Чем это можно объяснить?
— Мы поделили «не болевших» на две группы. С одной стороны, мы брали кровь из биобанка, отобранную у доноров до начала пандемии коронавируса, то есть до осени 2019 года. С другой стороны — весной 2020-го года у людей с отсутствием каких бы то ни было симптомов вирусной инфекции и с негативным ПЦР-тестом. Мы понимаем, что среди весенних доноров могли быть потенциально контактировавшие с больными, то есть инфицированные (среди них, кстати, оказалось больше людей с Т-клеточным иммунитетом к коронавирусу). Но Т-лимфоциты к SARS-CoV-2 были и у части тех, кто сдавал кровь до начала пандемии.
— И как вы на этот вопрос ответили?
— Это называется перекрестный иммунный ответ. Эти Т-лимфоциты возникли от контактов с другими вирусами, например, коронавирусами из числа тех, что циркулируют в нашей стране постоянно и вызывают нетяжелые сезонные респираторные заболевания. Человек мог переболеть тем коронавирусом, боровшиеся с ним Т-клетки отреагировали, а после трансформировались в клетки памяти. Столкнувшись же с новым коронавирусом, они приняли его за старый и активировались.
— Значит, можно выдохнуть тем людям, которые переболели коронавирусом? У них в организме есть дополнительная защита в виде Т-клеток?
— Да, людям, у которых больше не определяются антитела, стоит помнить, что это не единственный механизм защиты от повторной инфекции. Пока мы измеряем уровень ответа Т-лимфоцитов только в рамках экспериментов, но надеемся, что скоро создадим и клинический вариант тестов для выявления Т-лимфоцитов.