Вместе с врачом-гематологом, заведующей отделением химиотерапии лимфатических опухолей НМИЦ гематологии Минздрава России, кандидатом медицинских наук Яной Мангасаровой развенчиваем мифы о лечении онкологических заболеваний и рассказываем, почему надо обращаться к врачам, а не к знахарям.
—Когда вы впервые столкнулись с проблемой отказа от лечения при онкологических заболеваниях и обращению к народной медицине?
— Я работаю врачом 14 лет и столкнулась с этой проблемой на первом году ординатуры. У нас был пациент, у которого был верифицирован диагноз фолликулярной лимфомы. Это индолентная, то есть медленно развивающаяся лимфома. Иногда ее достаточно просто наблюдать. Пациент решил, что он не будет лечиться, а будет есть гриб веселка, и ел его 10 лет. У него отказали почки, он стал диализ-зависимым, опухоль выросла. Этот пациент пришел к нам после гриба веселка в очень невеселом состоянии. Ему проводили химиотерапию и трансплантацию на фоне диализа. Тогда я впервые осознала, насколько люди иногда могут заблуждаться по поводу своего лечения.
— Для многих людей химиотерапия — это абсолютное зло, а травки и грибочки — безопасно. Так ли это?
— В общей онкологической практике есть цитостатики полностью растительного происхождения. Это такие же сильные яды, как и все остальные, используемые в химиотерапевтической практике. В историческом контексте, различные племена использовали яды растительного происхождения, одной каплей которого можно убить. Нет никакой разницы, какого он происхождения, химического или растительного. Яд — это доза. Вы съедите один апельсин, это принесет вам пользу, вы съедите ящик апельсинов, это приведет к кишечной непроходимости.
Кроме того, комбинации некоторых растительных препаратов могут быть сами по себе убийственными. Все зависит от того, в какой дозе и с чем вы приняли препарат. Поэтому использование ядовитых растений гораздо опаснее, чем химиотерапия, где доза титрована с учетом силы действия, мы знаем, какой это препарат, как он метаболизируется.
Наш пациент ел веселку в больших количествах в течение 10 лет, он считал, что гриб его полностью исцелит. Когда он пришел к нам, его опухоль прошла точку невозврата, в ней накопилось такое количество мутаций, что она уже не поддавалась терапии. Если бы он лечился адекватно с самого начала, возможно, все закончилось бы по-другому.
Миф №1: сахар питает опухоль
На первом месте нашего антирейтинга — миф о том, что при онкологическом заболевании нельзя есть сахар. Объясняется это тем, что опухоль избыточно делится — и это правда, и якобы из-за этого в первую очередь получает питательные вещества. А вот это в корне неверно, потому что распределение энергетических молекул происходит равномерно по всему организму, питание получает и головной мозг, и мышцы, и все остальные органы. Углеводы входят в состав сбалансированного питания, и полностью отказываться от них не стоит. Если человек съест маленькое вкусное пирожное, и это принесет ему радость, то точно от этого опухоль быстрее расти не станет. Все в организме намного сложнее. Для роста опухоли недостаточно одного лишь сахара. Должно быть особое микроокружение, должны происходить мутации в клетке-предшественнице опухоли. Сахар это даже не вишенка на торте, это просто ни на что не влияет. Надо понимать, что не углеводы провоцируют рост опухоли, а в принципе неправильное питание и ожирение повышают риск заболеть онкологическим заболеванием, особенно у женщин в менопаузе.
В период химиотерапии человек нередко впадает в панику, и это мешает правильно воспринимать информацию. Запрет на употребление сахара во время химиотерапии — это миф, который не имеет никакого отношения к действительности.
Есть мнение, что углеводы провоцируют плохую переносимость химиотерапии. Это тоже не совсем верно. У пациентов с ожирением, сахарным диабетом химиопрепараты в комбинации с глюкокортикостроидами (преднизолоном, дексаметазоном) могут вызвать декомпенсацию сахарного диабета. В таких случаях независимо от «химии» у пациента должен быть определенный принцип питания и контроль гликемического профиля. Сахар сам по себе никак не влияет ни на переносимость химиотерапии, ни на чувствительность опухоли к химиопрепаратам.
Питание во время химиотерапии просто должно быть правильным и сбалансированным, как и во все остальное время. В период агранулоцитоза вся пища должна быть термически обработана, исключены субпродукты, не допускается многократная заморозка-разморозка. Должны быть качественные продукты, здоровое питание.
Разные химиотерапевтические протоколы по-разному влияют на желудочно-кишечный тракт и слизистую полости рта, и акценты по питанию немного смещаются. Но ни в одной из рекомендаций, российских или международных, нет требования исключить из рациона сахар. К этому вопросу надо относиться без паники и даже в эти сложные моменты лечения получать небольшие радости.
Мы вместе с фондом «Мост милосердия» подготовили для наших пациентов брошюру по питанию, скоро она будет опубликована. В ней простые рецепты для пациентов на химиотерапии, с акцентом на гематологических. Рецепты мы разрабатывали вместе с диетологом, в прошлом нашей пациенткой. Есть прекрасные легкие десерты, вкусные пудинги, которые можно употреблять во время химиотерапии. Важно, чтобы они были сделаны из свежих продуктов высокого качества. Если у пациента нормальные лейкоциты, нет энтероколита, то есть воспаления желудочно-кишечного тракта, то пациент вполне может позволить себе маленькую радость. Ко всему нужно подходить взвешенно, без паники и рационально. Я рецензировала эту брошюру, смотрела, что можно и что нельзя. Там хорошие, доступные рецепты, мне даже самой захотелось что-нибудь приготовить.
Миф №2: пиво со сметаной повышает лейкоциты
В онкологической практике есть протоколы с интенсивной схемой терапии. К завершению этих протоколов снижаются лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин. Это так называемое ожидаемое осложнение. Снижение клеток крови связано не с дефицитом витаминов и микроэлементов, а с тем, что химиотерапия действует, к сожалению, не только на опухоль, но и на нормальное кроветворение. Когда на низких лейкоцитах употребляют пиво со сметаной и запивают это красным вином, это в принципе патогенетически неверно. Витамины есть, и микроэлементы есть, но нет самого предшественника кроветворения, гранулоцита, эритробласта, и пиво со сметаной на это никак повлиять не может. Для повышения лейкоцитов используют колониестимулирующие факторы, они способствуют синтезу гранулоцитов в нишах костного мозга.
Введение в рацион пищевых добавок – это попытка восполнить витамины группы В, железо, фолиевую кислоту, но это не повлияет ни на что, кроме морального и эмоционального состояния пациента. Лейкоциты вырастут не от этого, а потому, что пришло время их синтеза в нишах костного мозга. Во время химиотерапии пациент должен питаться правильно и сбалансированно, этого достаточно.
Миф №3: рак можно вылечить народными средствами
Оленьи мозги, лягушачьи лапки, рожки и копытца, ядовитые грибы, выжигание, свинец и ртуть, — все это пытались использовать для лечения рака, когда еще не было доступного хирургического лечения и тем более химиотерапии. Это оказалось безрезультатно, потому что для каждого онкологического заболевания и даже внутри одного заболевания для разных видов лимфом и лейкозов используют разные схемы терапии. Ни один онколог не отказался бы от универсальной таблетки или волшебного копытца, если бы оно было.
Из-за того, что опухолевые клетки делятся быстро, они более восприимчивы к цитостатическим препаратам, чем нормальные, но и нормальные оказываются под их воздействием. И это правило верно для любого препарата, в том числе и народных средств. Это касается и перекиси водорода, и водки с маслом, и медвежьей желчи. Не надо думать, что «химия» это плохо, а водка с маслом хорошо. Такие представления из области шаманства, от них веет инквизицией. Нет ни одного исследования, которое бы демонстрировало эффективность народных средств. Ни один врач на это не пойдет. То, что от водки с маслом может развиться панкреатит, люди не думают, а от него умирают направо и налево.
Берем первый попавшийся рецепт «от рака» из интернета: длинный список ингредиентов, всё измельчить, смешать, поставить на огонь и медленно варить 1,5 часа. Готовый отвар укутать и оставить на сутки. Добавить коньяк — наверно, это ключевой ингредиент, мед и сок алоэ. Хранить в стеклянной посуде и принимать по чайной ложке 5 раз в день. Судя по отзывам, эффективно на начальных стадиях. Это «шаманский» метод. Почему 5 раз в день, а не 6, как это определить?
Когда мне говорят, что у какой-нибудь бабушки в деревне была опухоль, и она вылечилась этим «компотом» с коньяком, у меня вопрос, а была ли вообще опухоль у этой бабушки в той деревне? В онкологической практике диагноз подтверждается в нескольких референсных клиниках. Тем более нет одного универсального для всех онкологических заболеваний средства именно на ранних стадиях. Если такое предлагают, от этого надо бежать. Такой подход патогенетически неверен.
Каждое онкологическое заболевание имеет свои особенности, они по-разному развиваются. У них разные подходы к терапии. У кого-то терапия длится 3 месяца, у кого-то 2 года, кому-то нужна лучевая терапия, некоторые опухоли нечувствительны к лучевой терапии. Некоторые заболевания лечатся одной таблеткой, но она должна быть таргетной, то есть воздействовать только на эту мутацию. Никто не говорит, что у меда или коньяка нет полезных свойств, микроэлементов, но организм усваивает их для своей жизнеспособности, а не для того, чтобы убить опухоль. Рассматривать питательные вещества как лекарства — это огромное заблуждение и бессмысленная трата времени и энергии. В крайних случаях это приводит к осложнениям, и большой вопрос, связаны ли они с химиотерапией или с тем, что химиотерапию запивали коньяком. Для лечения достаточно выполнения протокола. Если от какой-нибудь «шаманской» смеси откажут почки, то новые не вырастут.
Есть еще одна сторона, о которой пациенты не догадываются, принимая «шаманские» смеси. Когда мы назначаем терапию, мы знаем, как взаимодействуют между собой цитостатические препараты, моноклональные антитела, как действует сопроводительная терапия. Если в эту выстроенную иерархию попадает новый продукт, метаболизм может поменяться.
В последние 15-20 лет медицина стала лучше понимать биологию опухоли, чем она живет, какой ее ведущий триггер, что нужно сделать, чтобы вылечить именно эту лимфому, этот лейкоз. Нельзя сказать, что мы достигли вершины успеха, но прогноз пациентов кардинально изменился. Зачем сейчас использовать средства XVI века, когда есть доступные апробированные лекарства, которые доказали свою эффективность в крупных исследованиях?
Миф №4: после химиотерапии организм нужно очищать
Советуют после химиотерапии попить сорбенты, чтобы токсичные препараты быстрее вывелись. Это огромное заблуждение. Необходимо, чтобы химиотерапия в организме отработала полный цикл, потому что иногда не сам цитостатический препарат, а продукты его метаболизма оказывают противоопухолевое действие. Когда пациент пытается, говоря сленгом, очистить свой организм, он снижает эффективность химиотерапии. В процессе химиотерапии делается мониторинг всех лабораторных показателей. Если мы видим дисбаланс, то корректируем дозу, вводим антидоты или проводим терапию конкретного осложнения. Просто вывести препарат из организма это неверная концепция, и этого не должно быть.
Мы специально соблюдаем определенный шаг в химиотерапии и переходим к следующему циклу, когда цитостатик полностью прошел свой метаболизм, организм восстановился. Эта цикличность связана с делением опухолевой клетки. Мы вмешиваемся в сложные процессы. Если есть сомнения и желание дополнительно применять растительные добавки, это надо обсуждать со своим врачом честно и открыто. Доктор скажет, насколько это целесообразно, имеет ли это смысл.
Миф №5: раковые клетки погибают в щелочной среде
Соду для лечения всех болезней стали использовать в ту пору, когда еще не было никаких препаратов и об онкологических заболеваниях было мало что известно. Почему-то считается, что в щелочной среде погибают раковые клетки и грибковые колонии. Это глупость. Если организм создаст щелочную среду внутри сосуда, от этого в первую очередь погибнет он сам.
Организм очень мудрая система. Сода, попадая в желудочно-кишечный тракт, просто нейтрализуется соляной кислотой, и особого изменения кислотно-щелочного баланса не происходит. Прямое введение препарата через вену действительно сдвигает кислотно-щелочной баланс, но это чревато угнетением сознания и комой. Грибковые инфекции связаны не с пищей, а с проведением химиотерапии, которая часто вызывает глубокий гуморальный иммунодефицит, снижение лейкоцитов. Связь гораздо более сложная, чем люди пытаются себе это представить.
А вот это уже не миф: чтобы лучше попадали в вену, пейте больше воды
Во время химиотерапии необходимо проводить тщательный мониторинг лабораторных показателей, поэтому у пациентов часто берут анализы, чтобы посмотреть лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин, печеночные ферменты. Когда человек приходит на химиотерапию на голодный желудок, не поел, не попил, а венки и без того исколоты, то забор крови может стать проблематичным. Поэтому перед забором крови рекомендуется выпить воды или чай без сахара, чтобы можно было без проблем выполнить манипуляцию забора периферической крови. Правильно будет за полчаса-час выпить один-два стакана жидкости. Больше пить не имеет смысла, потому что лишняя жидкость просто выведется через почки. Постараться расслабиться, насколько это возможно.
— Можете ли вы вспомнить случаи из своей практики, когда пациенты с подтвержденным раком выздоравливали с помощью нетрадиционных средств?
— Я видела, к сожалению, другое. Когда пациенты с ранней стадией заболевания из-за страха перед химиотерапией отказывались от нормальных протоколов и возвращались с точкой невозврата, когда уже невозможно помочь. Такие случаи я видела. К сожалению, это происходило с молодыми пациентами, которым родственники насоветовали, наговорили, что химия их убьет. Да, химиотерапия не прибавляет здоровья, но она может дать полное излечение, может дать шанс на жизнь. А нетрадиционная терапия не дает никакого шанса, пациент просто запускает процесс. Если на первой стадии можно было провести четыре цикла химиотерапии, то на четвертой придется проводить шесть циклов, да еще трансплантацию. Чем раньше придет пациент к онкологам, тем лучше у него прогноз, тем выше эффективность химиотерапии.
— У химиотерапии есть много побочных эффектов, может быть, страх оправдан?
— Мы проводим химиотерапию беременным женщинам, у нас есть специальные протоколы, которые позволяют спасти и женщину, которая болеет онкологическим гематологическим заболеванием, и ребенка. Если даже беременной можно, то почему нельзя условно здоровому человеку пройти нормальную химиотерапию? Тем более, определение протокола проводится с учетом возраста. Одни протоколы используются в педиатрической практике, потому что дети переносят ее намного лучше, другие протоколы у молодых взрослых, есть специальные протоколы для пожилых пациентов. Мы даже в 85 лет проводим химиотерапию. Нет универсального цикла для всех возрастов, для всех раков и на все случаи жизни. Каждый раз протокол выбирается индивидуально в зависимости от заболевания, стадии, возраста, сопутствующих патологий. Многие осложнения химиотерапии регрессируют уже через 6 месяцев. Организм очень мудрая штука, но если помогать ему грибом веселкой и экстрактом чаги, то до химиотерапии он уже не дотянет.