В донорском отделении Национального медицинского центра гематологии Минздрава России 28-летней уроженке г. Углич Евгении Непапушевой вручили медаль донора костного мозга.
28-летняя Евгения Непапушева живет и работает в Ярославле. Донорскую миссию, которая уже длится более 10 лет начинала в родном Угличе.
«В донорский пункт г. Ярославля я хожу раз в два месяца и сдаю кровь. Начинала ещё в Угличе, где я родилась, — рассказывает Евгения Непапушева. Я с детства знала, что буду донором, и ждала 18-летия. В моей семье все доноры крови, даже младший брат. Родители уже давно стали почётными. Как-то в конце 2021 года мы с подругой пришли на станцию переливания крови на Тутаевском шоссе. Там проходило мероприятие, посвящённое донорству костного мозга. Нам предложили вступить в регистр потенциальных доноров».
Для определения тканевой совместимости нужно было сдать три пробирки крови (HLA- типирование). После этого доноры попадают в специальный регистр. Может пройти год, два, пять, когда в определённый час Х нужно будет откликнуться и выразить готовность помочь «генетическому близнецу», который отчаянно борется за жизнь. Этот час Х для Евгении наступил в декабре 2022.
«Я конечно, знала, что состою в регистре, но что так скоро мне позвонят, даже представить не могла. Мама, когда узнала, сказала: «Представляешь какой ты особенный человек?». Я так не считаю, — смеется Евгения. — Но осознание того, что ты можешь реально помочь человеку выжить — это непередаваемые ощущения. Я сначала думала, что помощь нужна ребенку. Не знаю, почему такие мысли пришли в голову. Возможно, от того, что мама помогает больным деткам. Позже, когда приехала в НМИЦ гематологии, поняла, что реципиент — это взрослый».
Чтобы стать донором костного мозга, Евгении требовалось пройти повторное типирование и дополнительное обследование: анализ крови, ЭКГ и рентген грудной клетки. Своего рода check up не выявил отклонений по здоровью. По всем параметрам девушка лучше всех подходила в качестве донора. Единственное, немного был занижен уровень гемоглобина. Стабилизировать удалось с помощью железосодержащих препаратов.
Здоровье донора — приоритет. В случае обнаружения противопоказаний донор не будет допущен до забора костного мозга (стволовых клеток).
В начале марта 2023 года для процедуры сдачи костного мозга уроженка г. Углич приехала в Национальный медицинский исследовательский центр гематологии Минздрава России.
Раньше костный мозг в основном забирали с помощью метода эксфузии, т.е через прокол тазовых костей, где находится одна из самых больших концентраций костного мозга. Сейчас этот метод также применяется. Но в основном применяется метод афереза — заготовка стволовых клеток из периферической крови. Он похож на донорство крови. Для Евгении был выбран второй способ. Для стимуляции выхода клеток из костного мозга в кровеносное русло в течение нескольких дней девушке подкожно вводили специальный препарат. Врачи предупредили: возможен незначительный подъем температуры, временная ломота и дискомфорт в костях.
«Состояние было нормальное, за исключением небольшой гриппозности. Ты как будто слегка болеешь ОРВИ. При этом у тебя нет насморка и кашля. Единственное — болела голова, но разрешили принимать обезболивающее. Однако симптомы не помешали мне встретиться с друзьями и погулять по Москве. Немного расстроилась, что так и не посмотрела на В. И. Ленина. Мавзолей не работал по техническим причинам, — шутит Евгения. По поводу процедуры, конечно, я немного переживала. Прокручивала в голове, как это будет проходить. От стимуляции постоянно хотелось пить».
В день сдачи клеток локтевые вены обеих рук Евгении с помощью венозного катетера подключили к специальному аппарату — сепаратору, который и забирает гемопоэтические стволовые клетки. Процедура продолжается 4-5 часов. Время зависит от циркуляции крови у человека, от состояния вен. За это время кровь донора многократно пропускается через сепаратор, и аппарат автоматически отделяет стволовые гемопоэтические клетки в пластиковый контейнер, а сама кровь возвращается в организм донора. Внешне процедура похожа на гемодиализ.
«Мы заранее обсуждаем с доктором, который планирует трансплантацию, нюансы, которые необходимо учесть в процессе афереза, — рассказал врач-трансфузиолог Владимир Сидорович Галузяк. — В частности, уточняем уровень лейкоцитов, с какого дня начинается выведение стимуляции для того, чтобы костный мозг выбрасывал клетки. Аппарат, на котором производится сбор стволовых клеток, программируется на основе данных из общего анализа крови: лейкоциты, тромбоциты, гематокрит. Вырабатывается стратегия для максимального сбора количества стволовых клеток».
По ходу процедуры медицинский персонал смотрит, как идет заготовка, как работает аппарат. При отклонениях вносятся коррективы. Если клеток не очень много, врачам приходится управлять слоем разделения. И соответственного так подбирать параметры, чтобы клетки не ушли опять в русло, а были собраны в контейнер для трансплантации. Все это время донор может смотреть телевизор либо просто спать.
«Я не привыкла так долго сидеть неподвижно, поэтому немного затекло тело,– делится впечатлениями Евгения. — Катетер и иглу совсем не чувствовала. Очень интересно было наблюдать, как наполнялся пакет. Это же своего рода «волшебный эликсир», правда плед и грелка под рукой сделали свое дело, и я практически все четыре часа спала».
После процедуры Евгении вручили почетную медаль «Донора костного мозга» и по традиции предложили увековечить свое имя на легендарной стене с деревом. Через несколько лет все нарисованные листочки должны быть заполнены именами реальных доноров.
«Для меня это был очень хороший опыт. Я очень надеюсь, что смогу помочь, и моему генетическому близнецу станет только лучше. Мне сказали, что у человека после трансплантации моих клеточек будет такая же, как у меня, группа крови. У меня возникла такая мысль, что каждый человек на этой земле имеет возможность сделать доброе дело. Если не можешь по здоровью стать донором, то можешь помочь кому-то материально. Если нет и этой возможности, поддержи добрым словом. И еще … такие поступки, они важны для самооценки самого человека. Когда вручили медаль, меня переполняло чувство гордости. Это память на всю жизнь. Для моего окружения быть донором крови –это обыденное дело. Получается, я теперь стала на уровень выше. Надеюсь мои друзья меня догонят».