ФГБУ «НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ» МИНЗДРАВА РОССИИ
Адрес
Москва, Новый Зыковский проезд, д. 4
Телефоны для справок и записи к врачу (пн—пт: с 8:00 до 16:45)

Лаборатория физиологии кроветворения

Заведующий лабораторией  Нина Иосифовна Дризе, доктор биологических наук.

История создания и работы лаборатории «Физиологии кроветворения» связана с именем Иосифа Львович Черткова (1927-2009 гг.). Основной сферой его интересов было устройство кроветворной системы. В связи с этим лаборатория и получила свое название.

Под руководством И.Л. Черткова в лаборатории был опубликован цикл приоритетных работ "Стволовые кроветворная и мезенхимная клетки". Внесен большой вклад в изучение клональности кроветворения, в частности, было установлено, что стволовые кроветворные клетки (СКК) обладают высоким, но не безграничным пролиферативным потенциалом; они не бессмертны и не могут “самоподдерживаться”. Образование СКК происходит только в эмбриогенезе, в течение жизни эти клетки последовательно расходуются, образуя короткоживущие, локально расположенные, сменяющие друг друга клеточные клоны, аналогично тому, как это происходит в яичнике.

И.Л.Чертковым и сотрудниками лаборатории было показано, что стволовые мезенхимные клетки (МСК) – родоначальники кроветворного микроокружения – отличаются от СКК по радиочувствительности. При внутривенной трансплантации костного мозга в виде клеточной взвеси МСК теряются – они не способны проникнуть в микрообласти, где происходит их функционирование, даже в случае, если костномозговая взвесь вводится внутрь кости. МСК способны к переносу кроветворного микроокружения только при трансплантации под кожу или капсулу почки единым фрагментом костного мозга, без превращения его в одноклеточную взвесь.

В работах И.Л.Черткова впервые были получены физиологические характеристики МСК и принципиальные данные о клональной кинетике СКК. Полученные данные нашли подтверждение в мировой практике. И.Л.Чертковым опубликовано 4 монографии и более 250 статей в отечественных и зарубежных журналах.

Под руководством И.Л.Черткова в лаборатории были получены первые отечественные моноклональные антитела для типирования групп крови. В 1986-87 годах были проведены всесоюзные испытания анти-А и анти-В специфичных антител. В дальнейшем антитела были сертифицированы для определения групп крови в России. В настоящее время получены и сертифицированы 24 антитела к различным антигенам эритроцитов.

В настоящее время в состав лаборатории входят 6 научных сотрудников (2 доктора и 3 кандидата наук), 3 ведущих специалиста, инженер, старший лаборант и лаборант.

В лаборатории ведутся исследования физиологии кроветворения. В настоящее время основное внимание уделяется изучению МСК и мультипотентных мезенхимных стромальных клеток (ММСК) человека с точки зрения их функций, регулирующих поддержание кроветворения, и исследованию устройства иерархического древа МСК.

Одним из наиболее актуальных разделов современной медицины является создание клеточных технологий для клинического использования. Изучение основных свойств ММСК позволило создать протокол их наращивания в культуре и последующего применения в терапевтической практике, которое основано на использовании одной из важных особенностей ММСК – способности модулировать иммунный ответ. Под руководством В.Г.Савченко в отделении Высокодозной химиотерапии и трансплантации костного мозга было показано, что ММСК здоровых доноров, выращенные in vitro без использования животных компонентов, могут быть использованы для профилактики и лечения острой реакции трансплантат против хозяина. Это направление продолжает развиваться.

Было показано, что ММСК и их потомки – колониеобразующие единицы фибробластов (КОЕф) – чувствительны к действию химиотерапевтических препаратов и в течение длительного времени после их применения не способны полностью восстанавливаться. Подобные исследования имеют большое значение для понимания состояния кроветворной системы у больных с гематологическими заболеваниями.

Изучение способности ММСК к пролиферации и дифференцировке позволило начать исследования по возможности применения этих клеток для лечения критических дефектов костной и хрящевой ткани. Разработана животная модель и проведены первые эксперименты по использованию маркированных с помощью лентивекторов ММСК для восстановления дефектов мыщелков и лучевых костей у кроликов. Показано, что маркированные ММСК выявляются в восстановленной костной ткани через год после имплантации. Проводится подбор адекватных носителей для совместного применения с ММСК.

В настоящее время в лаборатории ведутся исследования по изучению изменения стромального микроокружения костного мозга при гемобластозах и апластической анемии.

Российским Фондом Фундаментальных Исследований было поддержано 27 научных проекта, поданных сотрудниками лаборатории. Два проекта были поддержаны Российским Научным Фондом. Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет было опубликовано 46 научных работ в отечественных и зарубежных изданиях.

Научные сотрудники

Шипунова Ирина Николаевна

Шипунова Ирина Николаевна — старший научный сотрудник, доктор биологических наук (2019 г.).

Окончила биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (2000 г.) по специальности «клеточная биология»

Специализируется в области физиологии кроветворения. В настоящее время занимается исследованием стромального микроокружения больных апластической анемией.

Автор 158 научных публикаций, руководитель проектов РФФИ.

Петинати Наталия Арнольдовна

Петинати Наталия Арнольдовна — старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук (2013 г.).

Окончила лечебный факультет ММА им. И. М. Сеченова (2007 г.).

В ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России работает с 2007 г.

Специализируется в области мультипотентных мезенхимных стромальных клеток у пациентов с лейкозами.

Автор 136 научных публикаций, руководитель проектов РФФИ и РНФ.

СацНВ

Сац Наталья Владимировна — старший научный сотрудник, кандидат биологических наук (1992 г.).

Окончила химический факультет МГУ (1981 г.).

В ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России работает с 1981 г.

Область научных интересов: комплементарно-адресованный мутагенез. Сац Н. В. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Получение полиалкилирующих производных ДНК-фрагментов Е1 онкогена SA7 и их взаимодействие с ДНК-мишенями и клетками. Физиология кроветворения — изучение популяций мультипотентных и стволовых клеток с использованием интегрированных в геном маркеров».

Специализируется в области молекулярной биологии.

Автор 95 научных публикаций.

Эршлер Максим Александрович

Эршлер Максим Александрович — старший научный сотрудник, кандидат биологических наук (1996 г.).

Окончил факультет физико-химической биологии МФТИ (1990 г.).

В 1990—1992 гг. Эршлер М. А. работает стажером в Институте молекулярной биологии Академии наук. В 1992—1996 гг. — младший научный сотрудник ИМБ РАН. В 1994—1995 гг. — стажер в Центре крови Нью-Йорка (NYBC), США. В 1996—2000 гг. — научный сотрудник, затем старший научный сотрудник в Центре крови Нью-Йорка (NYBC), США. В 2000 г. — консультант, ООО «Гематолог».

В ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России работает с 2001 г. научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником.

Во время работы в ИМБ под руководством А. В. Белявского Эршлер М. А. занимался клонированием генов специфичных для стволовых клеток крови мыши. Одному такому гену (ВНК) посвящена кандидатская диссертация. Во время работы в Центре крови Нью-Йорка под руководством проф. Я. Фиссера (J. Visser) изучал влияние гена TSC22 на гемопоэз. Создал мышь, нокаутированную по данному гену.

В Центре в лаборатории физиологии кроветворения с 2000 по 2005 годы изучал функционирование длительной культуры костного мозга мыши, дефицитной по фактору некроза опухоли, и клональный репертуар гемопоэза восстановленного маркированными стволовыми клетками. С 2006 г. занимается рекомбинантными моноклональными антителами (МКА), продукцией МКА, гликозилированием МКА.

Автор 30 научных публикаций.

Дорофеева Алена Игоревна

Дорофеева Алена Игоревна — научный сотрудник.

Окончила биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (2011 г.) по специальности «биохимия»

Специализируется в области мультипотентных мезенхимных стромальных клеток у пациентов с апластической анемией.

Автор 13 научных публикаций

Форма обратной связи для пациентов

Данная форма не предназначена для записи на консультацию, не предназначена для заочной консультации.

ЗАПИСЬ на консультацию осуществляется ТОЛЬКО ПО ТЕЛЕФОНАМ:

+7 (800) 775-05-82 и +7 (495) 612-45-51 (пн—пт: с 8:00 до 16:45)

Заочная консультация не осуществляется. Консультация пациентов производится только очно при личном посещении пациента. Медицинское заключение выдается только на основании очной консультации.

Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 4 МБ. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.

Форма обратной связи для доноров

Форма обратной связи в приемную комиссию

Форма обратной связи - Директору

Сообщение о факте коррупции

Сообщение в пресс-службу

Сообщение в ВЕБ-поддержку

Форма предназначена для комментариев о функционировании официального сайта НМИЦ гематологии

Отзыв

Запрос медицинских документов

Форма предназначена только для отправки заявки на выдачу медицинских заключений, справок, выписок и других медицинских документов пациентов, прошедших очное медицинское обследование.

Заочная консультация не осуществляется. Медицинское заключение выдается только на основании очной консультации.

Без прикрепленного заявления, паспорта и документа, подтверждающего статус законного представителя, форма обратной связи не может быть отправлена.

Подробнее о порядке выдачи медицинских документов и их копий

Скачать бланк заявления

Прикрепить файлы (размер каждого файла до 4 Мб) (без прикрепленных документов форма обратной связи не может быть отправлена)

Форма обратной связи для иностранных граждан

Форма обратной связи для предварительной записи на приём врача-гематолога (для граждан рф)

Здравствуйте.

Спасибо, что выбрали ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России.

Для оформления предварительной записи на очную консультацию врача-гематолога пожалуйста заполните все нижеследующие поля:

Для записи на очную консультацию по ОМС пациенту необходимо иметь направление по форме № 057/у-04 в ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России на консультацию к врачу-гематологу (направление выдаёт врач-гематолог/онколог из поликлиники по месту прикрепления);

При отсутствии направления, Вы можете продолжить заполнение формы для согласования даты платного приёма.

* Для записи на консультацию иностранного гражданина